Финансовая блокада: споры Бельгии и ультиматум Фицо поставили под угрозу использование замороженных активов РФ для Украины
Европейский план задействовать замороженные российские активы ради поддержки Украины снова буксует. На этот раз — из-за принципиальной позиции Бельгии, потребовавшей от партнеров по Союзу финансовых гарантий по будущему кредиту под репарации. Два источника, знакомых с переговорами, рассказали Politico, что Еврокомиссии так и не удалось убедить Брюссель поддержать идею.
Ситуацию усложнил неожиданный ход: в дискуссию вмешался премьер-министр Словакии Роберт Фицо, который фактически пообещал наложить вето. По его словам, Братислава «не будет участвовать ни в каких юридических или финансовых схемах по изъятию замороженных активов, если эти средства будут потрачены на военные нужды Украины». Об этом он заявил в интервью словацкому общественному вещателю STVR.
Эти заявления показывают, с каким юридическим вызовом столкнулась Еврокомиссия: нужно не только найти способ обойти требования Бельгии, но и обезопаситься от возможного вето со стороны стран, дружественных Кремлю — прежде всего Словакии и Венгрии. Без юридического решения замороженные российские активы могут быть разблокированы уже в момент продления санкционного режима. Тогда деньги просто вернутся в Москву.
Сейчас Брюссель работает над правовой лазейкой, чтобы удержать активы замороженными до тех пор, пока Россия не завершит войну и не выплатит Украине репарации. Это ключевой элемент всей схемы.
Министры финансов ЕС вновь вернутся к вопросу в этом месяце, на встрече Ecofin. Там же Еврокомиссия намерена представить альтернативные варианты финансирования Украины — если план с активами все-таки провалится. Варианты нужны для того, чтобы столицы ЕС увидели простую вещь: в любом случае платить придется им, если схема с репарациями не будет одобрена. А это крайне неприятный сценарий для государств, чьи экономики до сих пор восстанавливаются после пандемии. Особенно это касается Словакии, чей госдолг летом достиг 88,2% ВВП.
Тем временем ЕС начинает искать дополнительные пути усиления финансовой поддержки Украины. Среди возможных решений — опора на Норвегию. Министр финансов Йенс Столтенберг обсудит ситуацию в Брюсселе. Теоретически страна, имеющая колоссальный суверенный фонд, могла бы дать гарантии по кредиту. Но источники признают: шансы на это небольшие.
Другой возможный путь — использование программы SAFE на 150 миллиардов евро. Она направлена на закупку оборонных контрактов и может стать одним из механизмов укрепления украинских вооруженных сил.
Но если Бельгия, Венгрия и Словакия не уступят, ответственность ляжет на весь ЕС. При этом даже если соглашение будет достигнуто на саммите в середине декабря, времени уже мало: для прохождения сделки потребуются месяцы, поскольку отдельные элементы должны утверждаться национальными парламентами, включая Германию и Францию.
Задержка в ЕС бьет и по международной линии финансирования. МВФ сможет выделить Украине дополнительные средства только тогда, когда будет уверен в устойчивости ее финансов. А кредит под репарации — ключевой инструмент, который должен открыть эту возможность.
История развивается. Время играет против Украины — и для ЕС эта пауза может оказаться дорогостоящей.
Напомним, Бельгия фактически заблокировала использование замороженных российских активов в банке Euroclear как источник финансирования для Киева.

